Дневник гештальт-терапевта (избранное из Фейсбука)

Александр Моховиков

А. Моховиков был активным пользователем Фейсбука, которым он пользовался, в частности, для того, чтобы делиться своими размышлениями на профессиональные и общечеловеческие темы. Первая часть подборки была составлена самим А. Моховиковым и опубликована в журнале Гештальт-обзор № 5. Одесса, 2014. С. 74–90. Печатается по этому изданию. Вторая часть (Дополнение…) подготовлена к печати Е. Гончаруком.

26.03.12. На супервизии. Терапевт: «У него на меня перенос как на бывшую жену, а у меня на него контрперенос как на двух бывших мужей…»

31.03.12. На группе. «Он меня подверг ласкам».

25.04.12. На группе. Отклик участника: «Хочется набить вербало».

26.04.12. На группе. Образ: «Великодушие мстительных страстотерпиц».

24.05.12. Мне кажется, если терапевт видит Зло или Добро — неважно, — он перестает видеть перед собой реального человека в той целостности, которую он собой представляет. Аналитически видеть зло — это впадать в негативный контрперенос, добро — в позитивный контрперенос.

25.05.12. Я боюсь гуманистически ориентированных психотерапевтов. Они злобны, мстительны, высокомерны и елейны. Абстрактными гуманистическими категориями, Добра, например, легко защищаться от клиента. Я думаю, что если бы не было абстрактных гуманистов, то не было бы и фашистов, а вместе с ними, например, и Холокоста с его жертвами.

27.05.12. На группе. Есть клиенты — как кистеперые рыбы, сверстницы динозавров. Те давно вымерли, а они продолжают жить на глубине и сегодня. И вот терапевт-гуманист берет и изо всех сил начинает тянуть рыбку к поверхности, видя в этом Добро. Догадайтесь, что на этом пути случится с рыбкой.

28.05.12. Мне кажется, что терапевт работает в сумерках. Это его основная «рабочая зона», та, которую в гештальт-подходе именуют контактированием. Его отличие от пациента в том, что в сумерках с помощью фонарика он освещает для него его внутренний и внешний мир. Фонариком является контакт. Свет и тьма ослепляют терапевта, так же как абстрактные категории Добра и Зла. За ослепление в терапии приходится дорого платить. И тогда слепцы ведут за собой слепцов — помните Брейгеля?..

10.06.12. Мне кажется, психология современных тренингов и их тренеров совсем похоронила свои корни — Т-группы Курта Левина и его теорию поля (а ведь эти группы им создавались как практическая ее реализация). И одновременно переняла прекрасные идеи И.В. Мичурина: привьем яблоко к сливе — и будет сливъяб, персик к кактусу — и будет перкак. Только эти прививки на людях чреваты трагедиями. Представьте, жертву насилия пичкают идеями психологии победы, подростку, пережившему буллинг, прививают навыки победителя, а суицидента снабжают антикризисным мышлением… Жесть, как говорит моя дочь! Раньше мне не нравились абстрактные гуманисты, теперь начинаю не любить абстрактных оптимистов.

11.06.12. Думаю, что абстрактный оптимизм является идеальным критерием состояния здоровья его адептов. Помнится, что еще сифилитик Панглосс у Вольтера, будучи, видимо, в прогрессивном параличе, говаривал: «Все к лучшему в этом лучшем из миров».

16.06.12. Тут наткнулся в ФБ: «Тренинг по Терапии Осознаванием» — новый метод автора». Читаю — давно известные в гештальт-терапии вещи. Отчего не придумать «Терапию Феноменом», «Терапию Циклом Контакта», «Терапию Полилогом», «Терапию Интенцией» и т.п. И проводить по ним тренинги. Чего не сделаешь от стыда самозванства и неутоленного честолюбия…

12.07.12. …Вопросы, над которыми думаю:

1. Есть ли связь между национальной и психотерапевтической идентичностью?

2. Как влияют политические процессы в обществе на процессы в психотерапевтическом сообществе? Связь между политикой и психотерапией?

3. Каково соотношение групповых и социальных феноменов с точки зрения гештальт-подхода?

4. Как психотерапевтическая субкультура отражает широкие общественно- политические реалии?

12.09.12. О меритократии в психотерапевтическом сообществе. Это же по определению власть интеллектуальной элиты над остальными. Этакая современная интерпретация Ницше. Какая у меня в сообществе власть — только мое мнение в отношении соблюдения норм и стандартов. А в остальном-то — никаких особых отличий нет. Группы почти всегда собираю сам. Обзваниваю участников часто сам. Сейчас вот колдую над списком участников 3-й ступени. Клиенты, как у всех, возникают из «сарафанного радио», может, его громкость больше, чем у других. Но больше чем позволяют силы и время, все равно принять не могу. «Залупливать» цену за терапию считаю неэтичной глупостью. Могу ли кого-то приказом остановить? Чушь — вот захотел человек и вышел из сообщества. Могу просить, советовать рекомендовать, поощрять. Какая же это меритократия? Скорее, именно естественная иерархия.

10.12.12. На группе. Участница: «Не могу плакать. У меня в Эго костыли стоят».

10.12.12. Размышления после группы по ведению клинических групп (еще раз дополненные)

Институциональные психиатры всегда будут относиться к психотерапевтам или психологам-практикам настороженно (со страхом), высокомерно (со стыдом), считая их профессионалами второго сорта, презрительно, едва скрывая зависть, и будут стремиться поставить их деятельность под свой контроль, сохраняя психиатрическую власть не только над пациентами, но и над своими вроде бы коллегами.

Те психологи, которые надеются на паритетную коллегиальность, рано или поздно серьезно разочаровываются. Подобное отношение психиатров возникает вовсе не потому, что они какие-то «плохие люди». И основания для него следующие. Философия психиатров — «хороших» — это идеализм в обертке абстрактного гуманизма, философия «плохих» — откровенный или скрытый цинизм.

Философия психологов — либо объективизм, или, как у здравомыслящих психотерапевтов, реализм.

Могут ли на паритетных основах взаимодействовать представители четырех разных философских направлений, разных, по сути, мировоззрений? Могут, в условиях взаимного уважения и признания, но только не в психиатрических институциях, основанных на власти психиатров.

Далее — исторические основания — современная психотерапия возникла в свое время (конец XIX в.) как альтернатива смирительным рубашкам, душам, ваннам, и позднее электрошоку, инсулину и сульфазину и совершила революцию не только в сфере отношения к душевнобольным, но и стала важным элементом человеческой культуры. А психиатрия так и осталась психиатрией. Последние пару десятилетий и сама она оказалась во власти международных фармацевтических гигантов и нарциссической идеи установления всеобъемлющего порядка в описаниях психических болезней и предписаниях форм помощи душевнобольным.

Технологический прогресс сохранил иллюзию XIX в.: веру в создание «большой зеленой таблетки» в стиле therapia sterilizens magna Вирхова,  в исцеление безумия или даже его исчезновение, подобно чуме или иной инфекционной хвори. На практике же психиатры оказались во власти (в том числе и финансовой) медицинских представителей компаний, большинство из которых никогда даже в глаза не видели душевнобольного человека и влияния лекарств на его психику, и унифицированных предписаний классификаций типа МКБ-10. 

Усредненные  диагностические  и  терапевтические  алгоритмы  заменили творческий поиск и феноменологическое клиническое мышление. А бюрократизация в психиатрических институциях и вовсе превратила психиатра в тревожащийся автомат. То есть, просто видя психолога или психотерапевта, институциональный психиатр неизбежно сталкивается с переживаниями безысходности, бессмысленности, отчаяния, страха, стыда, своей ограниченности (несвободы) и в лучшем случае — весьма малого признания в социуме.

Можно ли выдержать столь сильный наплыв чувств? Только вытеснив их или предавшись аффективной триаде ресентимента — зависти, ревности и одержимости соперничеством, для которой обязательным является переживание бессилия. Именно эти переживания в разной форме определяют взаимоотношения институциональных психиатров, психологов или психотерапевтов. Свои основания для ресентимента есть и у психологов. Общий уровень их психологической образованности скорее удручает, ведь сейчас психологов не готовит разве что ленивый. Да еще за десять месяцев в своего рода «рабфаках постмодерна». Распространенным явлением становится банальная покупка дипломов (в лучшем случае — образования) для обеспечения соответствующего социального статуса, которая, впрочем, не отменяет синдрома самозванца. Для него, среди прочего, характерен токсический стыд, компульсивная нахрапистость и классовая ненависть вместо коллегиальности. Сохраняется высокомерное отношение к пациентам и психиатрии, сильный страх или игнорирование клинической проблематики.

24.12.12. Психотерапевтическое сообщество может регулироваться либо законами, тогда неизбежна его бюрократизация, власть, контроль, санкции и наказания либо правила. Если мы сталкиваемся с правилами, то тогда последовательность следующая. Вначале о правилах надо узнать (или их обнаружить), затем они должны быть легализованы. Далее следует осуществить индивидуальный этический выбор, связанный с их принятием (или отвержением). Затем необходимы усилия, чтобы услышать отклик поля и откликнуться на него самому. Предполагается, что отклик поля носит профессионально осознанный характер, а не является бытовым отреагированием. И далее стать ответственным за возможные последствия.

Если есть правила, то тогда, естественно, возможны и исключения. На чем они должны быть основаны? На милосердии? Сочувствии? Добрых отношениях или страхе их разрушить? Справедливости? Дружбе? Зависимости? И не окажется ли, в конце концов, исключений из правил столько же, сколько самих правил? Вот думаю, есть ли здесь какой-либо механизм регуляции?

17.02.13. Сегодня Международный день спонтанного причинения добра. Усердие сегодня обязательно!

11.04.13. Я тут рекомендовал для изучения студентам-психологам учебник по психологии развития Грейс Крайг — страниц 600. А одна барышня мне и говорит: «Тут страниц много. А есть что-то страниц на 80, и чтобы еще с картинками было?»

22.06.13. На группе образ — психотерапевт галерки. Основные типы его клиентов — малоимущие, жадные туристы, революционеры и террористы.

24.06.13. На группе. В целях соблюдения лояльности к социуму слово «гомосексуальный» заменяется на «гомогенный», а «гетеросексуальный» на «гетерогенный».

25.08.13. Жить стало лучше, жизнь стала истеричнее. Может, прекрасная притворщица одолеет беса фанатического перфекционизма? Все-таки какой-никакой доступ к переживаниям открывается. Надо прекращать штудировать Кохута и возвращаться к истокам — «Об истерии». А она даже из МКБ исчезла. Поторопились.

11.09.13. Замечаю, в последнее время мои коллеги-гештальтисты как попало используют понятие расщепления, превращая его в своего рода ярлык. О чем речь? О расщеплении Эго, личности, сознания, идентичности, группы, котерапевтической пары?.. Не заменяет ли этот ярлык проживание естественных сложностей процесса дифференциации поля?

16.09.13. Из рекламы. Оказывается, есть «психомоторные терапевты». В процессе терапии они занимаются «формированием нейросинаптических связей».

16.09.13. А еще прочел, что есть «генеративные терапевты». Что генерируют, не понял. Но за остальных обидно стало.

16.09.13. Если бы к вам пришла: Директор Международной Академии Духовного Мастерства Spiritual Journeys, Директор Евро-Азиатского офиса Spiritual Journeys («Духовные Путешествия»), Гранд-Мастер БЕЛВАСПАТА, Мастер Алхимик, Первосвященник Хуна Ки Веста, Постоянная ведущая радиопрограммы «Путь к себе. Духовное Единство» на Радио Мудрость Аль- мин. Ваши действия?

10.11.13. Отклики конференции: «Я иврит бы выучил только за то, что на нем разговаривал Бубер».

13.11.13. О тотемизме в гештальт-терапии. Конечно, каждому человеку, мужчине или женщине, важно знать свое тотемное животное для правильного завершения гештальта в семейной жизни. Вот, например, у какой-то барышни тотемное животное — лев, и она стремится в прайд, на горизонте где-то вдали маячит лев. Но не знает она своего тотема, и думает, что она простая мышка-норушка. А голод-то львиный… И вот, стремясь к горизонту, встречается она с сусликом. И что же — трагедия получается. Все многолетние усилия уходят на то, чтобы тот превратился в суслика-мутанта — откормленного, ленивого и податливого. А львы так на горизонте и остаются. Незавершенная задача развития — вот!

15.11.13. Нередко попадаются клиенты, в работе с которыми приходится констатировать, что у них нет внутреннего мира. Что это значит для меня? Отсутствие способности к переживанию. Они живут аффектами, которые их носят по жизни, эмоциями, которые создают внешний налет жизнеподобия, ощущениями и рьяными усилиями порой недюжинного интеллекта скрыть этот дефект. Они как оконное стекло, по которому хлещет эмоциональный дождь, но ничего не попадает внутрь.

19.11.13. На группе. Участники групп делятся на бездушных, малодушных, душевных и душелюбов, душегубов и душеприказчиков.

19.11.13. На группе. Обязательный измерительный атрибут женщины с несчастной судьбой — козломер.

7.12.13. Об эпидемии суицидов начинают говорить обычно, когда в политическом воздухе начинает пахнуть жареным. К сожалению, эксплуатация этой темы в СМИ стала составной частью политтехнологий. Так было перед прошлыми выборами Путина, когда везде стращали повальной эпидемией подростковых суицидов. Объективно это было блефом, поскольку ничего подобного статистика не подтверждала. Но зато спровоцированный страх и виктимное поведение послушно вели избирателей к урнам, за которыми маячила сильная рука, способная остановить беспредел. Прошли выборы — и интерес СМИ угас.

24.12.13. На группе. Пафос рождается от ужаса, отчаяния и стыда.

23.01.14. В соответствии со Страсбургской декларацией 1990 г. психотерапия является «свободной и независимой профессией». Независимость, в частности, означает отсутствие политической ангажированности и отделение личных политических предпочтений от профессиональной деятельности. Личные политические предпочтения являются глубоко частным делом психотерапевта, наряду с религиозными, сексуальными и иными пристрастиями. Публичная демонстрация своих политических предпочтений в форме активного участия в политических акциях нарушает принцип свободы и независимости и делает психотерапевта профессионально несвободным.

Эффективность психотерапевтической деятельности связана исключительно с эффектом присутствия в психотерапевтическом процессе и вовлеченностью в него личности психотерапевта. Невозможно одновременно присутствовать в политической деятельности и в психотерапевтическом процессе.

Терапевтические отношения предполагают обеспечение терапевтом их безопасности, которая начинается с безопасности самого терапевта. Политики работают с обезличенной массой, слоями, классами и т.д., психотерапевт — с конкретной личностью или малой социальной группой — и только. Либо участие в политике, либо психотерапия.

28.01.14. В дискуссии о психотерапии и политике несколько участников мне пеняли активной политической деятельностью некоторых великих психотерапевтов, например, Юнга. Нет источников, подтверждающих его деятельность, но позиция у него, конечно, была. Цитирую интервью 1938 г.:

«Никакая нация не держит своего слова. Нация — большой бессмысленный червяк, преследуемый чем? Конечно, роком, судьбой. У нации не <…> может быть чести; она не может держать слова. По этой причине в старые времена старались иметь короля, обладающего личной честью и словом. Вы понимаете, что сто самых интеллигентных в мире людей составят вместе тупую толпу? Десять тысяч таких обладают коллективной интеллигентностью крокодила. Вы, должно быть, заметили, что разговор за обедом тем ничтожней, чем больше число приглашенных?

В толпе качества, которыми кто-либо обладает, размножаются, накапливаются и становятся преобладающими для толпы в целом. Не всякий обладает достоинством, но всякий является носителем низших животных инстинктов, обладает внушаемостью пещерного человека, подозрительностью и злобностью дикаря.

Вследствие этого многомиллионная нация являет собой нечто даже нечеловеческое. Это ящерица, или крокодил, или волк. Нравственность ее государственных деятелей не превышает уровня животноподобной  нравственности масс, хотя отдельные деятели демократического государства в состоянии несколько приподняться над общим уровнем. Монстр — вот что такое нация.

Каждый должен опасаться нации. Это нечто ужасное. Как может подобное иметь честь или слово? Вот почему я за малые нации. Малые нации предполагают малые катастрофы. Большие нации предполагают большие катастрофы».

10.02.14. С группы. Откуда столько пафоса в проблеме выбора? Даже если приходится выбирать между не очень хорошим и не очень хорошим. Муки касаются не выбора, а отвержения. Выбираешь ведь одно, а отвергать приходится много чего. Как тут не мучиться от жадности? Я бы и функцию Эго в гештальт-терапии назвал функцией не выбора, а отвержения.

17.02.14. После группы. Похоже, одно из самых трудных для переживания и одновременно очень ресурсных состояний — это бессилие. Его часто путают с беспомощностью. Бессилие очень трудно признать — оно покрыто плотной коростой социального стыда. Вместе с тем, бессилие — это результат столкновения двух очень интенсивных, противоположно направленных усилий — стремления устранить угрозу собственному достоинству (не пасть в глазах себя) и желания изменить в интересах других окружающую среду (не пасть в глазах других). Феноменология бессилия — стыд, отчаяние, страх, ярость, безысходность, боль.

Спросите, в чем ресурс? В признании права на проживание бессилия. Когда я говорю, что я бессилен, другой становится сильнее. Но часто сильнее стыд.

7.03.14. Меня спросили: «И что, мы теперь все жертвы?»

Одной из давно известных и широко используемых любой властью в разных странах политтехнологий является виктимизация населения, состоящая в инициировании и поддержании различного рода тенденций жертвенного поведения. К ним относятся:

Вот и получается, что жертва внушаема, ведома, прогнозируема, и управлять ею — одно удовольствие.

14.03.14. Вчера ехал из Одессы в Днепропетровск на луганском поезде. Кто хотя бы раз им пользовался, хорошо знает — коровник из коровников. Купейному вагону, наверно, уже больше шестидесяти. Понятное дело, страшно злился.

На одной из станций вышел и услышал, как проводница вагона, его сверстница, глядя на него с какой-то печальной трогательностью, говорила: «Вот порежут его, меня уволят. И нечего будет есть». И я простил этому вагону все неудобства, которые испытал, и пожелал долгих лет жизни кормильцу.

17.03.14. Завершилась ежегодная конференция по клинической гештальт-терапии в Донецке. Собралось почти полсотни членов сообщества. Она проходила в очень душевной и комфортной обстановке. Участники съехались из всей области, Луганска и области, Одессы и даже Дагестана (!). Чувствовалась потребность в тепле, отношениях и профессиональной поддержке.

Читал лекцию об этических основаниях гештальт-терапии и вызовах поля. Было немало интересных мастерских и теоретический симпозиум. Провел очный клинический разбор и сессию с клиентом с шизотипическим расстройством. В завершении было много теплых откликов.

В фоне. По дороге в Донецк мой сосед по автобусу, сидевший, как и я, все время молча, выходя в Никополе, внезапно обернулся ко мне и, пристально глядя в глаза, отрывисто произнес: «Когда шахтеры выйдут из-под земли, ангелы спустятся на землю». С тем и был таков, оставив меня в сильном удивлении.

С утра снег с метелью. Вполне деловой и рабочий город. Ну, пара палаток с десятком персонажей у памятника вождю. В магазине мужчина средних лет говорил кассирше: «Власти нет». Послезавтра — ближе к прифронтовой полосе — Луганск.

18.03.14. После терапии. Послушаешь одни СМИ — превращаешься в фанатика или его жертву. Послушаешь разные — от обилия двойных посланий испытываешь глубочайшую растерянность. Альтернатива — зашибись!

В работе с человеком в беде просыпается искренность. Думаю, что лучшим средством для сохранения способности к тестированию реальности сегодня является практикум Перлза. По часу в день — и голова свежая. И строгая СМИ-диета — типа стола номер один.

24.03.14. После тревожного и очень работящего Луганска теперь группа в Киеве — городе, похоже, наиболее травмированном событиями в нашей стране. И вновь за фасадом политических страхов — израненные человеческие души, искренне желающие лучшей жизни.

Вечером размышлял. Считается, что кризис является опасностью для человека, угрожает его благополучию или даже жизни, но его проживание (работа кризиса) приводит к обнаружению новых возможностей, и кризис из события жизни превращается в факт биографии.

При травме же всем начинает рулить травматическое переживание, скрытое от глаз, но определяющее суть дальнейшей жизни человека. Связанное с ним событие не превращается в факт биографии, а начинает тиражироваться в различных жизненных обстоятельствах. Создается травматическая реальность, весьма далекая от того, что является настоящей жизнью.

В течение последних четырех месяцев как минимум несколько событий жизни вызвали необходимость проживания разных кризисных состояний, создали одновременно несколько кризисных циклов опыта. Каждый из них требует личных усилий для осуществления работы кризиса, и главное — достаточного для каждого человека времени. Множественный кризис — всегда серьезный вызов и риск для организма. Очень многое зависит не только от человеческих возможностей, которые имеют свои ограничения, но и от условий поля. Условия поля, существующие в стране, к сожалению, способствуют формированию травматической реальности. Условия поля в группах способствуют проживанию кризисов.

10.04.14. На группе. Отличный критерий гештальт-терапевта — не лезет без надобности на границу контакта.

16.04.14. На группе. В современных условиях множественного кризиса возникает мощный конфликт двух потребностей: нарциссической — упиться глотком свободы на волне революционных устремлений, и шизоидной — оставить все как есть, ничего не менять, сохранить опоры. Конфликт этот очень энергетически истощающий, порождающий бессилие — не пасть в своих глазах и глазах других одновременно. И остается жестко фрустрированной невротическая потребность. Сил на отношения все меньше и меньше. Друг друга уже даже увидеть сложно, а не то что быть с другим. Остаются образы, фантазмы, симулякры…

22.04.14. На группе. Новое чувство — «стырадство».

24.04.14. На группе. Аффект абстрактного гуманизма. Исполняется под музыку финала 9-й симфонии Бетховена «Обнимитесь, миллионы».

19.05.14. Плохо, если для того, чтобы кто-то мог обрести точку опоры, надо перевернуть весь мир. Как-то безжалостно!

21.05.14. О диалоге в психотерапии. Два человека разговорились. Причем один человек заикался на гласных, другой на гласных и на согласных. Когда они окончили говорить, стало очень  приятно  —  будто  потушили  примус (Д. Хармс).

25.05.14. На выборах: волеизъязвление.

25.05.14. Сейчас развелось много не очевидцев, а ушеслышцев. Постарославянски телефонный консультант — ушеслышец. А как поэтично звучит в женском роде — ушеслышица.

3.06.14. На группе. Суицид — это способ приспособиться к вечности.

4.06.14. Когда умная женщина произносит слово «ноумен», я думаю, что она либо все знает об этих отродьях, либо ничего не хочет о них знать.

На группе. «Она всю жизнь привыкла греться о монстров».

5.06.14. На группе. Травма личностного роста.

Дополнение к дневнику 

11.06.14. Видно, скоро кроме «вьетнамского», «стокгольмского», «афганского», «чеченского» синдромов, психологи будут тщательно исследовать «украинский» синдром. Хочется пожелать политикам удачи!

14.06.14. На группе. Трагичное. Секс между страусом и ежиком невозможен, даже если оба очень любят друг друга.

14.06.14. Можно быть жертвой насильника, а можно стать жертвой неосуществимой сверхценной идеи. Вина, которую испытывает жертва, искупается жертвоприношениями. Других или себя.

19.06.14. Переживания клиента после терапии: ощущаю пернатость.

21.06.14. Полярностью энтузиазму в оказании психологической помощи, особенно в экстренных ситуациях, является достаточно быстрое профессиональное выгорание. Энтузиазм это своего рода истерика, ярко выглядит и быстро тухнет.

21.06.14. Любая утрата — смерть, миграция, потеря работы, насилие и т.д. — вызывает естественный процесс горевания. Далеко не каждый случай утраты нуждается в психологической помощи, тем более настырно-насильственной. Важно уважать возможность человека горевать. Настырность психологов и немотивированное вмешательство в процесс горевания — это крайне агрессивное причинение добра и проявление неуважения к границам горюющего.

21.06.14. Военно-полевой психолог.

21.06.14. Разведрота психологов.

28.06.14. Вот мнение психотерапевта: нации объединяются либо вокруг общей травмы или общей победы. По-моему, и то и другое скорее ведет к тоталитаризму в той или иной форме, и соответственно к исчезновению психотерапии, как свободной и независимой профессии. Неужели есть только две ценности? А как тогда быть с ценностью одного, отдельно взятого индивида? С ценностью отношений? Контакта? Ради чего создавалась и существует психотерапия. Тогда получается, чем выше степень интегрированности нации, неважно вокруг чего, тем меньше в ней место человеку и его нуждам.

01.07.14. Вот еще мнение психотерапевта: нация и индивид — две взаимоисключащие противоположности. Следовательно, психотерапия, занимающаяся человеком или малыми группами, не может быть национальной, хотя ее носители обладают теми или иными национальными корнями, как фоновыми характеристиками (условиями поля). Если они становятся фигурой, то психотерапевт перестает быть таковым, и превращается в охваченного удушливым нарциссизмом тренера, а его деятельность в монотонное блинопечение себе подобных.

01.07.14. Психотерапевт опирается на личную и профессиональную этику и потому весьма опасен для нации, опирающейся на общенациональные ценности. Общенациональные ценности регулируются коллективной виной или гордостью. Личные и профессиональные ценности психотерапевта — стыдом. Вина и гордость способствуют нарциссическому расширению и фантазированию. Униженная коллективной виной нация жаждет реванша и крайне озлоблена. Упоенная гордостью восхищается всемогуществом. Стыд возвращает психотерапевта к его истинному размеру, ограничениям и реальности и побуждает к восстановлению нарушенных ценностей в себе и клиенте.

05.07.14. На группе. Альфа-отец.

05.07.14. На группе. Трехдюймовище

05.07.14. Отношение к реальности определяется местоположением относящегося. Когда-то в статье об анализе рисунка в гештальттерапии Даниил Хломов писал, что одно дело наблюдать за кровавым побоищем на улице с балкона своей квартиры, попивая утренний кофий, другое дело — участвовать в нем или быть рядом. Рисунки будут очень разные, и ничего с этим поделать нельзя, разве что погрустить и перечитать «Военный ландшафт»

05.07.14. Материнские амбиции неизбежно сладострастно тянутся к шейке ребенка.

11.07.14. После терапии. Поддержал Венедикт Ерофеев: «Это такое тихое страдание, что и смотреть на это было жестокостью».

13.07.14. Правда психотерапевта (или врача), правда социолога, правда идеолога и правда политика — это четыре разные правды. Ценность человеческой жизни и соответственно заботы о ней встроена только в первую. И чтобы не говорили о человеке три остальные, это будет ложью, случайной, намеренной или злонамеренной. Эти правды обслуживают совершенно иные, возможно, вполне достойные ценности.

15.07.14. В милой застенчивости скрывается неукротимое лукавство. Застенчивость притягивает своей податливостью и угрожает кровожадным слиянием, оставаясь нетронутой и неподкупной. Застенчивость причудливо эфемерна, она, как сладостная иллюзия, «то ли девушка, то ли виденье». Властность застенчивости велика, временами – безгранична. Застенчивость подкупает флером страдания и возбуждает желание освободить великомученицу или страстотерпицу из кромешного плена. Как пленительно считать себя воином-освободителем! Но и здесь ожидает недюжинный подвох. Освобождение не влечет за собой прекращение страдания. Освобождение окрыляет страдание застенчивости, и она, сгорая, превращается в живые мощи – недостижимый объект почитания и чудотворения.

16.07.14. Доброта, становящаяся сверхценной идеей, источает яд презрения к человеку.

16.07.14. Из жизни. Два варианта: застенчивая львица влюбилась в суслика и суслик влюбился в застенчивую львицу.

17.07.14. Осуждение других — прекрасный способ избавления от переживания собственной виноватости или стыда (лжи самому себе).

18.07.14. Гнев в ситуации утраты — естественная потребность организма, связанная с отчаянием и душевной болью. Ненависть, сочетающая отвращение с враждебностью, всего лишь высвобождение аннигиляционной агрессии, и никакого отношения к переживанию утраты не имеет. Это попытка насильно заставить горевать невинных. Истерическая ненависть вообще отдает пошлостью.

18.07.14. На группе. Иногда хочется придумать психотерапевтическую технику, которая называлась бы «Удаление внутреннего мира». Внутренний мир часто основное препятствие для контакта с окружающей средой.

18.07.14. Психотерапевт, допустивший в свою душу ненависть, перестает быть таковым. Искренне ненавидящий в жизни не может быть эмпатичным в терапии. Его отвращение и враждебность неизбежно отравят клиента.

20.07.14. Когда земля уходит из-под ног или жизнь теряет смысл благотворное влияние оказывает переживание зависти. В суицидальной ситуации зависть отсутствует.

25.07.14. Доморощенный психолог. Что-то есть в этом персонаже страдальческое, неизбывное и стреноженное. Выглядит странно, озирается по сторонам, умиляется слезе и расцветшему кактусу. Иногда вскрикивает и заметает следы. Временами ошалело мотает головой и раскачивается всем телом. Говорит невнятно, запинаясь, но с благоговейным значением. Пишет и того хуже: малопонятно, с обилием многоточий и с утратой логической последовательности изложения: «шел дождь и два студента, один в калошах, другой в зоосад». Напоминает римейк случая Каспара Хаузера.

26.07.14. На группе. Ох…ение — интенсивное по силе переживания и интегративное эмоциональное состояние, включающее сильную растерянность (иногда — ужас), удивление, тревогу, отвращение, отчаяние и ярость.

26.07.14. На группе. Последнее время участилась абстрактно-гуманистическая фраза: «Ты меня принимаешь?» Словно Другой  — это валерьянка на ночь или шкалик водки. Нет более бездумного понятия в психотерапии, чем принятие.

27.07.14. Профилактика выгорания терапевта при работе с горем, кризисами и травмами в том числе состоит в удерживании себя в позиции терапевтического цинизма не в смысле обесценивания переживаний клиента, а в смысле обесценивания своего отношения к происходящему. Неплохо временами себе напоминать: «Слава Богу, это не со мной».

27.07.14. О сколько злобных психопатов

Готовят к Просвещенью ум.

28.07.14. Роль перчаток хирурга у психотерапевта выполняет его экологическое отношение к своей собственной душевной и профессиональной жизни. Любая экология предполагает ограничения. Эмоциональные переживания, особенно сильные, вполне похожи на возбудителей инфекции, пути передачи которых очень разнообразны и часто незаметны. Если знаешь, что в болоте есть микробы, лучше в него не окунаться.

31.07.14. Одинокий психотерапевт, изолирующий себя от сообщества коллег, склонен к саморазрушающему поведению, преждевременной смерти и мизантропии.

05.08.14. Любая ситуация в жизни человека предполагает возможность ее изменения путем усилия. Пограничная ситуация не предполагает возможности ее изменения и является экзистенциальным вызовом, сталкивая человека с бессилием, которое является весьма энергетическим переживанием в отличие от беспомощности. В бессилии возникает сложная дилемма: как одновременно не пасть в своих глазах (из-за очевидных ограничений) и в глазах других. Дилемма весьма стыдная, и потому часто бессилие трансформируется в ярость или враждебность (сочетание ненависти и отвращения).

10.08.14. Психиатрическая власть естественным образом предполагает такую характеристику институциональных психиатров, как сервилизм. Они слуги этой власти, которая персонифицируется соответствующей иерархией. Вспоминая Фуко, они служат телу психиатрической больницы, являясь тем или иным его органом. Поскольку место мозга занимает главный врач (часто это еще тот мозг!), то остальные органы монофункциональны. Как в королевской свите, кто-то из слуг только и делает, что подает царственную туфлю. Преданность слуг поощряется, ослушание наказывается. Стремление к полифункциональности подозрительно, обычно его реализуют тайком или полулегально. Они как стоматологи советской выучки — кто-то только ставит пломбы, кто-то только зубы рвет, кто-то коронки делает. А ведь сейчас запрос на тех, кто все это умеет делать. Вот и существует страх и высокомерное отношение к не-институциональным психиатрам. Последние просто более свободны и часто мешают психиатрической власти.

31.09.14. Эпоха манихейского гиперреализма

07.09.14. На группе. Судьба участника: напали на козлика райские птички, остались от козлика только яички.

09.09.14. Стюардессы, инструктируя перед полетом, раз от разу повторяют, что в случае необходимости вначале оденьте кислородную маску на себя, а потом — на ребенка. Хорошо бы об этом не забывать психологам, особенно, волонтерам, оказывающим психологическую помощь в кризисных ситуациях, а особенно тем, кто эту помощь организуют. Если таких масок не хватает, лучше не злоупотреблять энтузиазмом волонтеров. Хотя как при этом справиться с нарциссическим порывом причинения добра, саморазрушающим альтруизмом или прагматическим достижением личной выгоды?

09.09.14. В психотерапии говорят, что клиента вначале надо научить быть клиентом. Это же касается и волонтеров — их важно готовить для работы месяцы, затем научить регулировать волонтерскую нагрузку, и оказывать индивидуальную и групповую профессиональную поддержку в сложных случаях, в том числе, и немедленную — сразу после работы. Иначе психолог-волонтер быстро становится жертвой чужих амбиций.

09.09.14. Последнее время я все чаще сталкиваюсь с бездумным злоупотреблением волонтерами-психологами. Некоторых просто используют как своего рода «пушечное мясо». Считаю это серьезным этическим нарушением организаторов волонтерского движения.

Волонтер-психолог может приступать к работе, если он:

  1. отобран, т.е. подходит для эффективной помощи другим и не имеет явных противопоказаний в сфере психического здоровья; 
  2. если он подготовлен — подготовка предполагает как минимум месяц-два работы в группе волонтеров для укрепления волонтерской мотивации и личностной устойчивости;
  3. если он обучен соответствующим знаниям и навыкам в рамках группы не столько путем лекций или конференций, сколько на основании личного опыта; 
  4. если он может быть поддержан регулярной индивидуальной или групповой супервизией, не только отсроченной, но и немедленной, которая часто нужна в экстремальных ситуациях;
  5. если организаторы создают для него индивидуально подходящий график работы;
  6. если четко определены и подвергаются мониторингу пределы компетентности и сферы деятельности волонтеров-психологов.

Если указанные принципы не реализованы волонтерство становится вредной профанацией. И лучше тогда этим не заниматься.

11.09.14. Мой предыдущий пост о синдроме выгорания психологов-волонтеров вызвал обширную дискуссию среди коллег. (Надежда Голембиевская, Марина Бялая, Андрей Карачевский, Halyna Tsyhanenko, Людмила Колесник, Оксана Бочарова, Настя Осадчвя и др.) Хочу поделиться своими наблюдениями относительно его факторов.

1. Волонтерами становятся не в силу эмоционального порыва, их создает организация на условиях взаимной ответственности, причем у организации ее на порядок больше.

2. Подготовка и обучение волонтера вещи разные. Подготовка осуществляется в групповом формате и обеспечивает его устойчивость. Обучение снабжает знаниями и навыками. Подготовка важнее обучения. 
Свидетели Иеговы мало что знают, но устойчиво всучивают «Сторожевую башню». Осознанность волонтеров не стоит преувеличивать, им нужна забота организации, которая их позвала и несет ответственность за этот зов. Это ее «плата» волонтеру

3. Выгорание — это не «закономерная и неотвратимая часть помогающей профессии» — это кризис, и его либо важно помочь прожить, либо он превратится в травму.

4. Сейчас, правда, очень много вызовов волонтерской деятельности. Но именно организация решает вопрос о приоритетах, исходя из своих реальных возможностей и ресурсов. Если каких-то ресурсов не хватает, лучше оставить вызов без ответа и пережить бессилие организаторам, чем плодить выгорание волонтеров.

5. Очень важен мониторинг того, как и чем задействован волонтер. Используют ли его по делу, или чтобы заткнуть дыры, а организация здесь не причем. Да и регуляция его загрузки то же в сфере не только его ответственности, но и организации.

6. Нынешний мобильный характер деятельности волонтеров требует особого внимания со стороны организации, ибо он связан с нарушением базовой безопасности и может приводить к сгоранию.

7. Общеизвестной в волонтерском движении является стратегия на создание и поддержание деятельности групп само- и взаимопомощи. Это особенно важно в условиях массового запроса на скорую психологическую помощь. Организация несет за это ответственность. И это еще один фактор профилактики состояний выгорания. Обученные волонтеры организуют группы и ими не затыкается каждая дырка.

14.09.14. На группе. Веселый лицемер.

24.09.14. Психотерапевту дан естественный дар присутствия с Другим, он аутентичен, соответствует своему естеству. Пророк обладает сверхъестественным даром предвидения будущего, он наделен им чуждой волей. Психотерапевт, если хотите, высокомерно относится к будущему, а пророк — к настоящему. Когда психотерапевт начинает пророчествовать он соблазняет других своей сверхъественностью, отрывает их от реальности и вселяет надежду на чудо или стимулирует катастрофические ожидания. А если случится лажа и предсказания не сбудутся? Наверное, психотерапевт может превратиться в слепого Тиресия, но обратного хода нет — мосты в психотерапию уже сожжены.

25.09.14. На группе. Характеристика нашей с Аллой пары: «странная женщина и профессор».

11.10.14. Один из мотивов оголтелости в волонтерстве — стремление к неограниченной власти и контролю. В иных ситуациях за это и послать могут, а тут в силу беззащитности благодарность от жертв волонтерской активности неизбежна.

20.10.14. Феномен тёточности — женщина властная, деспотичная, прямолинейная, рассчетливая, завистливая, скуповатая, нередко впадаюшая в нравоучительный пафос, весьма фаллическая, явно конкурирующая с мужчинами, угрюмо страдающая, экзистенциально несчастная, склонная к самоотвержению и удержанию чувств, лишенная начисто чувства юмора и переполненная злобищей. В сообществе теток («тополей на Плющихе») мужчины не выживают: шарахаются от распыляемого ментального репеллента, разводятся, спиваются, сходят с ума, впадают в преждевременное слабоумие, в лучшем случае становятся дальнобойщиками или слепоглухонемыми капитанами дальнего плавания. Атрибуты тетки: иногда авоська, фаллоимитатор, маленькая карманная гильотинка. В терапии: сдача фаллоимитатора в сексшоп second hand способствует женской инициации.

24.10.14. Похоже, правда, существуют не только симультанные (одновременные), но и сукцессивные (последовательные) группы. Когда психотерапевт последовательно принимает в день 5-6 клиентов, они и составляют сукцессивную группу. Интересно после такой группы наблюдать, как срабатывает эффект Зейгарник, как мигрирует тема, фигура избегания, как совершенно незнакомые и даже никогда не встречающиеся друг с другом клиенты, оказываются очень тесно, интимно связаны.

30.10.14. На группе. Длительная терапевтическая работа с материнским образом проходит несколько этапов: а) мать как перформанс, б) мать как инсталляция, в) мать как батальное полотно, г) мать как лубок, д) мать как натюрморт (в буквальном смысле), е) мать как графика, ж) мать как рисунок, з) мать как tabula rasa. Соответственно меняется и характер переживаний. И это годы увлекательных эстетических занятий.

01.11.14. Тот, кто вылечивает нарцисса, превращается в рододендрон. Закон гор!

04.11.14. На группе. Рентный гуманизм — стойкость в претерпевании трудностей и нанесении добра за чужой счет. Возникает от стыда, бессилия и высокомерия.

12.11.14. На группе. Бывает, так, что человека одновременно вверх тянут отношения любви, вниз — дети, а распростертыми руками он пытается удержаться в профессии. Такое распятие психотерапевта. Динамически переживается иногда как многолетняя зона турбулентности.

12.11.14. Нынешний курс гривны представляет интерес только для гомойотермных. Поскольку человек существо пойкилотермное, оздоровительным считаю курс 36,6.

15.11.14. Из сети. Психотерапевт якобы: моя программа посвящена снятию стресса. Снимать можно б..ядь, порчу, говорят, сглаз, наконец, кино …

16.11.14. На группе. Родители хотят, чтобы я одновременно стал Цукербергом, Перельманом и Марешалем.

22.11.14. На группе. Если женщина ставит крест на своей женственности, а до ухода в мир иной еще ого-го, начинается хождение по внукам.

23.11.14. Прощение для взрослого человека в отличие от ребенка располагается не в сфере нужности, а в сфере важности. Т.е. все зависит от обращения с прощением, как со своей ценностью, от того места, которое прощение занимает в субъективной иерархии ценностей.

23.11.14. На группе. Внезапно: Моховиков может рассматривать мои ноги, потому что ему уже нечего терять. Размышляю.

24.11.14. Рабочий инструмент психотерапевта это гипотеза. Навязывать ее клиенту в надежде, что он признает ее истинной, означает осуществлять насилие. Способность отвергнуть гипотезу делает психотерапевта более свободным. Самое страшное для его профессии заблуждение это уверенность, что он обладает истиной или знает правду. Правда известна лишь фанатику. Информация не содержит правды, она содержит сведения. Рабочая зона терапевта — это сумерки. Когда-то Гегель говорил, что сова Минервы вылетает с наступлением сумерек.

25.11.14. На группе. Для некоторых горюющих столкновение с бессилием невыносимо. Вместо проживания фазы гнева-бессилия, они застывают в фазе гнева-паранойи.

28.11.14. За отвращением давно закрепилось реноме «плохого», неприличного чувства. Его переживание часто блокирует стыд. Вместе с тем, отвращением мы реагируем на избыток чего бы то ни было или поглощенный яд и соответствующим образом регулируем свои границы. Отвращение замедляет, заземляет и возвращает к себе. Его переживание хорошо помогает при генерализованной тревоге и панике, профилактирует виктимность, особенно в наше кризисное время. Попробуйте!

28.11.14. На группе. Любила не на жизнь, а на смерть.

01.12.14. На группе. Гламур с оскалом.

04.12.14. Если длительно фрустрированная потребность внезапно удовлетворяется, возникает не счастье, а обалдение.

06.12.14. Проживать кризисы развития дело хлопотное, эмоционально затратное и вовсе не необходимое. Одна моя клиентка к моменту нашей встречи уже бабушкой стала, а так ни одного кризиса и не пережила. И ничего, смотрелась моложаво и привлекательно.

16.12.14. С учетом динамики травматического процесса сегодня наиболее адекватной формой волонтерской психологической помощи является работа в группах с психологом как фасилитатором — в среднем 10 встреч — с их последующей трансформацией в группы само- и взаимопомощи. Одинокие психологи-волонтеры, пытающиеся своим неуемным энтузиазмом проломить негативный перенос потерпевших, сейчас для других, в основном, бесполезны, а для себя — вредны.

20.12.14. Динамическая ситуация на группе. Из шкафа доносились странные звуки: дрались скелеты в шкафу.

21.12.14. Дефлексия, по мне, в качестве модальности контакта возникает сразу после выхода из слияния и сопутствует «большому» циклу контакта в виде маленького (или маленьких «цикликов» контакта). Дефлексией хорошо «лечится» боль от столкновения с интроективными замками, проективной деперсонализацией, ретрофлексивной одержимостью, эготической пустотой и даже постконтактной удовлетворенностью. Боль всегда сигнал о переживаемой ценности, и в этом смысле дефлексия и девалидизация очень сходные, если не синонимичные модальности.

23.12.14. После запрета проката «Тараса Бульбы» как фильма с отъявленно антиукраинской направленностью (с Героем Украины Богданом Ступкой в главной роли) логично запретить всего Гоголя, а заодно и Ивана Франко, который сидел в тюрьме за русофильские настроения. Боюсь, что дальше не за горами русская проза Шевченко, а это тома три, если не четыре, ну и конечно же, Григорий Сковорода, писавший на невесть каком наречье.

25.12.14. Честь и достоинство являются исключительно индивидуальными ценностями, формирующими систему этики конкретного человека и делающими его свободным, зрелым и независимым. Честь и достоинство нации, народа, страны, государства, как основа общественной морали, — симулякр, созданный для оправдания власти, насилия, разделения и расщепления и, в конечном счете, усреднения или уничтожения индивида в прямом или переносном смысле. Осознание собственной чести и достоинства — плод долголетних личных усилий, а любые революции достоинства неизбежно делят всех на честных и бесчестных, благие намерения, если они имеют место быть, ведут к расщеплению и взаимной враждебности. Честные, узурпирующие право на честь и достоинство, становятся насильниками, алчными энтузиастами правоты с горящими глазами и туннельным сознанием, а бесчестные, соответственно, жертвами, обреченными на позор, покорность и подачки. Сатурн пожирает своих детей. Справедливость торжествует. Звучит финал 9-й симфонии глухого, брошенного всеми и умирающего от водянки Бетховена. Миллионы с честным сладострастием обнимаются и в экстазе единения совершенно не замечают, что кого-то там случайно затоптали. Вдалеке маячит слезинка ребенка. Занавес.

04.01.15. Самое страшное, что может быть в психотерапии или психиатрии — это профессиональная мораль. Она всегда осуждает, порицает и обвиняет, а главное, является лицемерной. Торквемада и какой-нибудь следователь НКВД знали толк в профессиональной морали. Виктор Каган пишет: «Психотерапия кончается там, где психотерапевт в работе с пациентом начинает руководствоваться общественной моралью и нравственностью». Вспоминаю, как профессиональные моралисты затравили как собак немало одаренных профессионалов. Например, в психбольнице за случай суицида в отделении врача подвергали публичному остракизму и ссылали в хроническое.отделение. Это результат профессиональной морали. А приглашение прийти на балинтовскую группу — это следствие профессиональной этики. Неужели разница не очевидна?

14.01.15. Человек не отделяет себя от морали, до тех пор, пока она ему нужна, т.е. до формирования идентичности. Она, идентичность, может не сложится, и тогда нужность морали остается необходимой и дальше. Не случайно Моисей сорок лет таскал с собой каменюки со скрижалями, видимо, не очень доверяя, что человек его народа в состоянии совершить этический выбор, не в с сторону того, что нужно — это определяли скрижали, а в сторону того, что важно. Конечно, одним из условий поля в ситуации личного, этического выбора является мораль. Но только одним из многих. Личную этику формируют личные усилия при условии осознавания, что «аз есмь». Поэтому честь и достоинство всегда исходно личные. А дальше государство их банально крадет, приписывая себе — один из хорошо известных способов деперсонализации и возвращения человека в стойло.

28.01.15. Хотелось бы вспомнить один тип личности, описанный известным отечественным психиатром М. О. Гуревичем в 1922 г. и мало известный даже специалистам. Это так называемый селенельный характер (type selennele от фр. «торжественный»). Его основная черта – торжественность во всем. В речах, в поведении, в походке, в отношении к себе, к своим действиям и ко всему, что происходит вокруг. Люди этого типа торжественны всегда, какими бы простыми делами они ни занимались и какие бы пустяки ни говорили. Во внешних формах поведения обращает на себя внимание торжественно-самодовольная речь, пространная, обстоятельная и монотонная. Корректная внешность, строгий стиль в одежде, медлительные, величавые движения. Индивиды с селенельными чертами характера любят говорить и не любят слушать других, не считаются с чужим мнением, явно переоценивают собственную личность. Они считают себя почти непогрешимыми, очень упрямо отстаивают свои взгляды. Спорить с ними бесполезно и лучше согласиться, чтобы избежать потока слов, важно излагаемых в медленном темпе, скучном тоне. В силу уверенности в значительности своих слов им никогда не приходит в голову мысль, что слушатели теряют терпение и страдают от скуки. Люди малообразованные видят в их рассуждениях необычайную разумность, а испытываемую скуку приписывают собственному недомыслию. В личной жизни индивиды с селенельными чертами характера одиноки, удовлетворение им приносит научная или общественная деятельность, где они нередко занимают видное положение из-за серьезности, с которой относятся ко всему. При отсутствии самокритики их формальный интеллект неплохо развит. Они никогда не бывают по-настоящему умны, талантливы или остроумны. Успехов достигают педантичностью, усидчивостью и аккуратностью. Гордятся с трудом приобретаемыми знаниями, любят изобретать научные термины, изрекать сентенции. Очень самолюбивы, склонны к переоценке, обо всем имеют «свое мнение», кичатся своими «убеждениями», в истинность которых верят свято и непререкаемо. Жизненный путь с самого детства они проходят торжественно. «Для хранения традиций трудно найти, — отмечает М. О. Гуревич, — более подходящий саркофаг».

04.02.15. На группе. Анальное выражение лица сочетается с трепетной организацией души.

04.02.15. О стадиях развития национализма: Нациофилия-Нациопатия-Нациофрения-Нациоцид.

09.02.15. На группе. Синдром Раскольникова: терапевт ли я дрожащий или право продать себя имею. Природа: токсический стыд. В перспективе вызывает биполярное расстройство.

10.02.15. Ведущий терапевтической группы (в отличие от тренинговой) вовсе группу никуда не ведет. Он скорее как лоцман, который учитывая параметры судна, обозначает актуальные рифы и мели и проводит его мимо них. У него нет как у капитана миссии привести судно из пункта А в пункт В, он не обладает единоначалием и абсолютной ответственностью. «Не бойтесь чумы, не бойтесь сумы, не бойтесь мора и глада. А бойтесь единственно только того, кто скажет: «Я знаю, как надо!»» (А.Галич). А если капитан, ведущий группы еще и одержим своей миссией, то вероятен Titanic Case.

11.02.15. Нравственная «полиция» из идейных очистителей профессии создается из числа пропитанных духом сексотства и доносительства — внуки тех, кто в тридцатые написал 5 миллионов доносов.

15.02.15. СЛОВО И ДЕЛО. Похоже, к закону Сальвадора Минухина о трансгенерационной передаче семейных стереотипов имеют отношение навыки стукачества и доносительства. Но если в тридцатые годы их было четыре миллиона, как писал Довлатов, то сколько их ожидать сейчас, когда возможно начинается «охота на ведьм»?

23.02.15. На группе. Это отвратительное чувство удовольствия во времена безысходности, скорби и ненависти. Как же невыносимо стыдно… Занавес из коросты стыда. Выносимая тяжесть небытия.

25.02.15. В ситуации сильной тревоги и паники очень важным внутренним ресурсом становится огорчение. Это переживание само по себе сильно замедляет, восстанавливает рефлексию. В огорчении содержится забота о себе. Да и грядущая катастрофа плавно трансформируется в актуальную досадную неприятность. Огорчением мы в чем-то утешаем себя. Позвольте себе огорчаться.

14.03.15. На группе. Основное препятствие для счастливой жизни — это отсутствие у человека готовности получать от нее реальное удовольствие и наслаждение. И с этим ничего нельзя сделать насильно. Ее нельзя по-мичурински привить. Может получится, знаете, что, перкак – это персик, привитый на кактусе. Ее можно в терапии попытаться очень деликатно взрастить, без особой надежды на ошеломительный успех.

16.03.15. В пограничной ситуации можно достаточно просто расправиться с доставляющим дискомфорт проживанием сепарации и Эдипова конфликта. В черно-белом мире очень легко отыскать лакомого врага, которым, например, становится учитель. Ученику при сепарации от учителя важно не почувствовать себя негодяем и избавиться чувств вины, стыда и страха. Вину порождает предательство. Стыд возникает от смутного понимания собственной недостаточности, незрелости, частичности. А в сконфуженности недоростков и недоростиц в сотрясении поджилок скрывается самый большой инфантильный страх безопорности. Но тогда кто становится негодяем? Конечно же, учитель, ибо механизм проекции еще никто не отменял. При слабости критических функций ученика и неспособности опираться на свой собственный опыт и управлять своими аффектами («тварь ли я дрожащая..») учителя обвиняют во всем: в слабости духа, ином мировоззрении, не той что надо национальности,мифотворчестве, вредных политических взглядах, аморальных отношениях с женщинами, в том, что вел не туда или вообще в том, что когда-то встретился на пути. Да, в чем придется… Но корова слизывает, собака лает, а караван идет… Здоровья Вам и многие лета, Учителя!

22.03.15. От психотерапевта нередко требуют, причем настырно, гармоничности в личной жизни, внешней и внутренней красоты, видать, путая его с фотомоделью. Встреча терапевта и клиента, однажды сказал Данила Хломов, это встреча двух уродов, у одного-шрамы, у другого — раны. Конечно, шрамы удивительно гармонично выглядят. Залюбуешься!

22.03.15. Верность одной теме у клиента в течение нередко многих лет, например, про маму, (как у Мцыри — «одна, но пламенная страсть») — признак несомненного психического здоровья. Хуже, когда темы часто меняются. Во мне просыпается психиатр.

26.03.15. Свободная, независимая, самодостаточная как лейбницевская монада… И вдрызг одинокая женщина.

30.03.15. Когда в событиях, которые происходят в жизни, ищешь персты судьбы, знаки мятущихся тонких тел или кармические узлы, голова обычно тянется кверху. А незакрытых люков на дороге обычно много.

30.03.15. Говорят о мучительности выбора. На самом деле с ним у нас все в порядке. Когда мы там, где мы есть, а мы всегда где-то, это и есть наш выбор. Плохо с отвержением, ибо человек по своей природе жаден. Выбирает одно, а отвергать приходится многое. Как же тут не страдать, не печалиться, не злиться, не впадать в уныние или зависть. И потом мучиться выбором благородно и романтично, а мучиться отвержением стыдно. Поэтому стоит говорить о муках отвержения.

01.04.15. На группе. Если переживания утраты отношений, например, в ситуации развода, находятся или застревают на стадии торга («сделки» по Э.Кюблер-Росс) с собой или партнером, то до реального завершения отношений еще очень далеко. Возможно, годы. И не стоит себе морочить голову: «Я развелась» или «Я развелся». Одна из моих клиенток, живя, в общем, в удовлетворяющем ее втором браке, не прощалась с переживаниями, что, разведясь, она сильно лоханулась.

07.04.15. На группе. Человечность, как способность деятельного сопереживания себе и Другому, просыпается сразу же, как только начинаешь понимать всю несправедливость окружающего мира. В мире справедливости человечность отсутствует.

08.04.15. «Я себя никогда не предаю», «Я никогда никому не завидую», «Я ни с кем не конкурирую» — образцы клинического нарциссизма.

08.04.15. Доброжелательное отношение ко ВСЕМ людям и миру — одна из клинических форм нарциссического высокомерия. За ним следует не менее высокомерное причинение добра людям — и высший пилотаж — еще и миру. Обычно сопровождается нарциссической слепотой — что миру до нас никакого особого дела нет. Радость за всех людей и еще и за мир — это форма нарциссической водянки. Можно так распухнуть, что возникнет угроза лопнуть от переизбытка радости. В больших дозах и она может стать ядом.

09.04.15. Искренне удивляет, что в моей стране те, кто нуждаются в кризисной психологической помощи и сегодня еще пребывают в состоянии шока, поскольку переживают множественный кризис, наиболее продвинутые — в фазе гнева-бессилия. Еще до фазы переживания (страдания) очень далеко — месяцы впереди. А психологов и волонтеров сейчас настырно пичкают знаниями, совершенно сейчас ненужными, как работать с ПТСР. Вот годика через два-три они пригодятся. Но ведь как же рыбке без зонтика?

12.04.15. Мужская программа поведения становится устойчивой, если непосредственно передается в четырех поколениях мужского рода — от прадеда к деду, от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку. Любые прерывания этого трансгенерационного процесса, связанные с вмешательством в него матери, делает мужчину менее устойчивым, слабым, вечным подростком, в лучшем случае мужчиной-самозванцем. Часто не по своей воле женщины вмешиваются в этот процесс во время войн. Если уж Молоху нужны жертвы, то воевать должны мужчины, но не отцы. Защита отечества путем уничтожения отцов — пример удивительного социального лицемерия. Их пусть героическая гибель — катастрофа для мужского рода.

15.04.15. Психотерапевт без саркастического юмора, что политик без экстатического пафоса.

21.04.15. Ведущие групп с истерическими склонностями подобны дулям: чуть что не оставляют попыток к трансценденции своего богатого психического содержания за пределы группы. Группа с ними одинока, ностальнична и злобна.

04.05.15. После терапии. Похоже, в нынешней кризисной реальности клиенты утрачивают способность мечтать. Уходит очень важный ресурс. Мечтать становится страшно, их заменяют катастрофические ожидания, или стыдно. Мечты становятся чем-то позорным. «Когда я мечтаю, я не могу смотреть в глаза другому», — говорит клиент.

06.05.15. Когда на консультации мать с гордостью или умилением проникновенно произносит: «Мы с дочерью — подруги», знаете, хочется выть то ли от отчаяния, то ли от ярости, то ли от сострадания к обеим. Это же самая настоящая кража: одна другую учит воровать.

07.05.15. А еще немало столь же «прекрасных» чувств возникает, когда слышишь елейно-слащавый голос одного или двух родителей, обращенный к трехлетнему, скажем, ребенку: «А ты кого больше любишь, Юличка, мамочку или папочку?». Видели ли вы лицо ребенка в эти мгновения, замечали ли его чувства? В воображении сразу рисуются картинки предания родителей аутодафе. Может, правда, сиротство лучше? Вместо столь идиотской «тренировки» функции Ego.

04.05.15. ПОСР-посторгазмическое стрессовое расстройство. Возникает, если не знаешь, что делать после оргазма.

10.05.15. Милые словечки или нежные прозвища, которыми нас награждает семья, на самом деле не столько шутки, сколько серьезные семейные роли с помощью которых нами, часто неявно, управляют, нас стимулируют, продвигают, заставляют, унижают и т.д. Все эти «лапочки», «рыбоньки», «ласточки», «кисоньки», «яблочки» или их «половинки», «роднулечки», «кровинушки», «умнички», «солнышки», «горюшки», «надежды» и «опоры», «звездочки» и «уёбища», «звери» и «зверьки» поменьше, «лебединые» и «раковыешейки» с присовокуплением местоимений «мой», «мое» или «наш» или «наше» предполагают серьезные ожидания и действия, которых от них ждут. Интересно, что в этих ролях часто нарушен баланс обязанностей и прав. Первых – больше, вторых – неизмеримо меньше. И те, и другие далеко не всегда сразу отвратительны, нередко – пленительны. Но попробуй не исполнить или воспротивиться – сразу, так или иначе, получишь в лоб. Обложат санкциями и ими будут фрустрировать долго, тщательно и проникновенно. Часто вовсе без сознательного злого смысла. Иногда потехи ради. Или по привычке. Даже нехотя. Но всегда с умыслом.

10.05.15. Континуум эволюции либералов. Либералы. Либерал-демократы. Либертарианцы. Либерасты. Либеропаты. Либереники.
Континуум эволюции консерваторов. Консерваторы. Консервы. Пресервы. Презервативы. Охранители. Вертухаи.

Слава Богу, понял. У нас либереники общаются с вертухаями.

Кстати, не все так печально. Можно быть и.о. либерала или и.о. консерватора, и так по континууму. Отсюда такой бардак.

Но всем континуумам виной — энтузиазм (а потом — фанатизм) реставраторов.

12.05.15. На группе. Искусство зрелой матери состоит в том, чтобы суметь искренне сказать взрослой дочери одновременно «Я тебя люблю» и «Отъ*бись».

13.05.15. Запись в напоминалке айфона у дочери: «Подать стакан воды матери»

14.05.15. Читаю: приглашают изучить метод позитивной психотерапии. Спрашиваю: так это метод или направление в психотерапии? В ответ: молчание. Для меня направление в психотерапии все-таки характеризуется непротиворечивой совокупностью методов, целостной методологией, ориентированной на практику философией этого направления, терапевтическими отношениями и динамической супервизией. Мало того, со временем добропорядочное направление психотерапии становится феноменом культуры. А если этого нет, значит, это психотехнология, тренинг, самозванство или просто обман.

16.05.15. На конференции по клинической гештальттерапии. Нейролептики при аутизме подобны героину для детей.

17.05.15. Некоторые психотерапевты рекомендуют погружаться в мир бессознательного. Как по мне, так лучше снорклинг бессознательного, чем его дайвинг.

Записаться на мероприятие