Обучение на третьей ступени
- Третья ступень ориентирована на подготовку супервизоров, преподавателей гештальт-терапии, а также углубленное изучение теории и методологии практики. Программа предназначена для практикующих гештальт-терапевтов, имеющих базовое образование в области гештальт-терапии (окончивших базовый курс подготовки гештальт-терапевтов).
- Целью программы третьей ступени является формирование профессионального мышления гештальт-терапевта, дающего возможность применения своего опыта в разных областях профессиональной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- углубление теоретических знаний в области гештальт-терапии;
- обучение супервизии как основе профессиональной культуры сообщества и формирования коллегиальной среды сообщества;
- овладение навыками групповой работы;
- владение широким контекстом жизни социальных групп и профессиональных сообществ.
- Цели и задачи каждого проекта третьей ступени формируются в зависимости от конкретного состава участников и формы договоренности их с руководителями программы. Эти цели и задачи могут быть в большей степени направлены на развитие терапевтических навыков, практики супервизии, а также на подготовку групповых терапевтов, ведущих различные учебные программы.
- В профессиональном сообществе сочетаются три процесса: учебный, терапевтический и коллегиальный. Программа третьей ступени позволяет интегрировать эти процессы в профессиональное психотерапевтическое мировоззрение, проявляющееся в конкретной позиции участника в жизни сообщества. Для участника программы важным в итоговом результате может быть осознавание личной философии практики, за которой стоит жизненный путь и уникальная ситуация терапевта, формирование профессиональной идентичности; а также интеграция своих взглядов в целостное профессиональное мировоззрение.
Требования к составу участников
Руководители программы третьей ступени имеют право включать в состав новой группы студентов базовых курсов, завершивших вторую ступень. В виде исключения в состав участников третьей ступени возможно включать студентов, которым осталось до окончания программы базового курса пройти 2 сессии: супервизорскую и сертификационную (в этом случае руководителям второй ступени необходимо предоставить рекомендацию и обоснование этого решения, а также предоставить секретарю сообщества информацию о выполнении студентом сертификационных требований).
Программа третьей ступени
Вся программа третьей ступени включает в себя 420–480 академических часов (12–14 учебных сессий) с учетом сертификационной сессии, в том числе:
- лекции – минимум 36 часов;
- семинары – минимум 72 часа;
- групповая супервизия – минимум 90 часов;
- терапия в малых группах – 72 часа.
Основными теоретическими темами программ третьей ступени являются:
- Теория гештальт-терапии: исторический контекст создания и развития гештальт-терапии, основные школы и направления гештальт-терапии, базовые концепты гештальт-терапии, место гештальт-терапии в соотнесении с другими направлениями.
- Супервизия: теоретические основы супервизии, различные школы супервизии, типы, формы, модели, уровни супервизии, супервизия в различных профессиональных контекстах.
- Групповая работа: различные формы – терапевтическая, супервизорская, учебная, тематическая, социальные группы, сообщества.
- Клинические аспекты гештальт-терапии и супервизии.
- Этика профессиональных отношений.
Перечисленные темы отражают содержание обучения и могут не соответствовать перечню тематических сессий. Логика и фокус изложения определяется руководителем программы, зависит от динамики и состава конкретной группы.
Работа проходит в большой и малых группах супервизорского и терапевтического формата. Малые группы создаются по числу ведущих с постоянным ведущим терапевтической группы, сменными ведущими супервизорской группы.
Задачи большой группы:
- освоение теории во время лекций, тематических семинаров, презентаций, эссе, докладов (лекции и тематические семинары проводятся и руководителями программы, и ее участниками);
- осознавание динамических процессов жизни сообщества в формировании коллегиальных, профессиональных и этических отношений;
- супервизия: обучение разным формам супервизии, супервизия практики, супервизия на ведение групп, супервизия ко-терапевтической пары.
Задача малой супервизорской группы: развитие профессиональных навыков терапии и супервизии.
Задача малой терапевтической группы: терапия участников.
Задачи самостоятельной индивидуальной работы участников:
- осуществление индивидуального проекта своего профессионального развития в сообществе;
- подготовка презентаций, докладов и лекций, свидетельствующих о теоретической подготовке в гештальт-подходе;
- продолжение терапии и супервизии на протяжении программы;
- осуществление профессиональной практики в ходе проекта;
- организация собственной практики супервизии и получение супервизии на супервизию, терапевтическую работу и работу с группой;
- работа в малых группах («пятерках») на протяжении всего процесса обучения и в промежутках между учебными сессиями для освоения навыков супервизии, супервизии на супервизию, поддержки долговременных терапевтических отношений в фиксированных парах «терапевт – клиент» (в «пятерках» осваивается опыт как форма динамической супервизии у одного и того же супервизора, так и форма супервизорного консультирования у разных супервизоров; учитываются часы личной терапии, полученные у сертифицированного гештальт-терапевта в пятерке).
Завершение проекта и сертификация на третьей ступени
После окончания программы третьей ступени предполагается овладение такими навыками:
- диагностика, выбор терапевтической стратегии, анализ терапевтических отношений в полевом контексте (социальном, культурном, групповом и др.);
- владение индивидуальными, групповыми формами работы и способность осуществлять выбор стратегии работы с учетом ситуации клиента;
- построение отношений и функционирование в различных профессиональных ролях (терапевт, супервизор, ведущий группы, преподаватель, коллега и др.);
- создание и удержание длительных терапевтических отношений с клиентами;
- предоставление квалифицированной супервизии с учетом контекста и уровня подготовки терапевта, а также его способности к ассимиляции опыта;
- способность оперировать теоретическим материалом;
- публичная презентация своей работы – терапевта, супервизора, тренера, ведущего терапевтической группы и др.
Обучение на третьей ступени завершается сертификацией, которая возможна при выполнении следующих условий:
- наличие сертификата гештальт-терапевта;
- прохождение основного курса программы третьей ступени. Рекомендуемое количество часов – 420–480;
- индивидуальная терапия не менее 160 часов (с учетом часов терапии, полученных во время прохождения базового курса подготовки);
- участие в двух интенсивах сообщества в течение программы в качестве участника супервизорской группы;
- ведение процесс-групп на интенсивах и конференциях, супервизия практикума малых групп («троек» базового курса), представление мастерской или воркшопа на конференции;
- представление индивидуального проекта на итоговой сессии в рамках сертификационной сессии. Наличие письменной формы проекта обязательно. Проект-исследование и описание того, что уже сделано и делается не менее года по длительности, докладывается в кругу коллег, отражает идентичность участника и его место в профессиональном сообществе, индивидуальный путь развития, профессиональное мышление и личную философию;
- представление эссе и участие в круглом столе на тему супервизии в рамках итоговой сессии.
Решение о сертификации участника третьей ступени принимает группа.