Вторая ступень «Теория и практика гештальт-терапии» – это профессиональная программа подготовки гештальт-терапевтов, включающая:

изучение теории гештальт-подхода;

овладение практическими навыками гештальт-работы;

личную терапию;

супервизию;

практику работы с клиентами.

Программа второй ступени включает 16-18 трехдневных сессий длительностью 30 академических часов каждая, проходит по стандартам Всеукраинского общества психологов, практикующих гештальт-подход (ВОППГП).

Содержание курса разделено на четыре блока:

• теоретические и философские вопросы гештальт-терапии,

• методология практики,

• клинические и другие частные вопросы гештальт-терапии,

• супервизия.

 

Основные темы:

• Происхождение и основоположники гештальт-терапии: история развития, школы гештальт-терапии, современный гештальт-подход.

• Основные понятия гештальт-подхода: поле «организм-среда», фигура-фон, осознавание, целостность, переживание, саморегуляция, творческое приспособление.

• Основные принципы гештальт-подхода: актуальность (здесь-и-сейчас), холизм, прегнантность и пр.

• Теория поля в гештальт-терапии: «психологическое поле», понятия контекста и ситуации, основные принципы теории поля (организация, единовременность, сингулярность, изменяющийся процесс, возможная значимость).

• Феноменология в гештальт-терапии: феномен и ноумен, фенологическая диагностики (диагностика фона и процесса), феноменологическая редукция, основные принципы феноменологического подхода (понимание, «эпохе»,  точность описания, констектуальность).

• Экзистенциальный диалог в гештальт-терапии: «Я-Ты» и «Я-Оно» отношения, момент «Я-Ты» и установка «Я-Ты», основные характеристики диалога (включенность, присутствие, подтверждение).

• Теория self в гештальт-терапии: функции self (функция «id», функция «ego», функция «personality»); динамика self. Утрата ego-функции. Развитие теории self в современной гештальт-терапии (концепция социального конструктивизма, динамическая концепция личности).

• Контакт в теории гештальт-подхода: понятие границы контакта; фазы контакта и цикл опыта (линейная и циклическая модели); механизмы прерывания контакта (слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм).

• Терапевтические отношения: перенос и контрперенос, динамика переноса в длительной терапии; сеттинг и рамки клиент-терапевтических отношений; диалогический характер терапевтических отношений.

• Основные стратегии работы гештальт-терапевта: работа с внутренней феноменологией; работа на границе контакта; динамика терапевтической сессии; процесс-анализ терапевтической сессии.

• Гештальт-подход в работе с кризисами и травмами: суицидальный кризис; возрастные кризисы; переживание утраты (острое горе); травма насилия; посттравматический стрессовый синдром.

• Творческие методы в гештальт-терапии: работа с рисунком, метафорой, сновидением; языки гештальт-терапии; модальности контакта; терапевтические метафоры.

• Гештальт и телесно-ориентированный подход: отчуждение и пробуждение телесности; динамика телесных переживаний в личной истории.

• Гештальт-терапия в клинической практике: норма и патология с точки зрения гештальт-теории; принципы клинической диагностики в гештальт-терапии; анализ ранних нарушений; гештальт-терапия психотических состояний, пограничных нарушений, зависимостей, неврозов и психосоматических расстройств.

• Теории развития в гештальт-терапии. Гештальт-терапия с детьми и родителями. Семейная гештальт-терапия.

• Гештальт-подход в работе с группами. Феномены поля в групповой динамике. Гештальт и системный подход. Работа с парами, малыми системами. Терапевтическое сообщество. Организационное гештальт-консультирование.

• Философия гештальт-подхода и методология практики: психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление; терапевтическая позиция и профессиональное самосознание гештальт-терапевта; принципы и положения профессиональной этики.

•            Особенности терапевтической работы online.